В связи с особенностями российского климата, владельцы катеров часто сталкиваются с необходимостью на зиму «консервировать» свое судно, так как вода в реках и озерах обычно замерзает. Правильно организованная подготовка катера к зимнему периоду поможет избежать проблем в начале нового сезона, сохранить средства на ремонт, а также продлить «время службы» вашего катера.
Идеальным местом для хранения катера в холодное время года является отапливаемый эллинг с регулируемым микроклиматом.
Важно: если вы встречаетесь с процедурой подготовки катера к зиме впервые, будет правильным решением обратиться в специализированный сервисный центр, например к нашим друзьям из BoatProfi. Они смогут профессионально заняться консервацией топливной системы вашего судна и ремонтом корпуса.
Сами же вы можете провести предварительную подготовку, которая включает в себя механическую очистку, демонтаж подвесного двигателя, мебели и других элементов судна.
Возможно, вы решите передать процесс подготовки полностью на откуп специализированным сервисам, но в любом случае полезно будет понимать, какие этапы включает в себя этот процесс.
С чего начинать подготовку моторной лодки к зимней стоянки?
Начинать стоит с очистки внешних поверхностей, уделяя внимание налетам ниже ватерлинии и килю. В случае, если обычным мытьем не удается избавиться от загрязнений, то можно воспользоваться специальными моющими средствами и мягкой щеткой. Для упрощения очистки днища катера можно использовать специальное антиобрастающее покрытие.
Освобождать днище катера от наростов и других загрязнений необходимо обязательно перед длительным хранением.
Подготовка пластикового катера к зимовке
Сушка корпуса стеклопластикового катера
Если ваш катер имеет корпус из стеклопластика, то перед хранением в холодном помещении или под открытым небом необходимо гарантировать его сухость. После мойки и очистки судна, оставьте его «просыхать» на 7-10 дней, но не ждите наступления морозов. Композитные материалы, включая стеклопластик, могут впитывать воду, которая, замерзая при низких температурах, расширяется и тем самым может повредить материал судна.
Процесс просушки важен даже если катер будет храниться в теплом помещении, так как это может помочь сохранить изначальные характеристики судна, включая его легкость, геометрию, скорость и маневренность.
Если вода попала внутрь стеклопластика и разрушает его – что делать?
Если же вода уже попала в стеклопластик и вызвала процессы осмоса, вы можете определить это по появлению пузырьков на поверхности, особенно в районе ватерлинии. В случае малого количества пузырьков, каждый из них можно вскрыть, удалить жидкость, обработать ацетоном и оставить высыхать на неделю, а затем заполнить смолой и покрыть защитным составом с эпоксидкой.
Но если пузырьков много и они крупные, то целесообразно удалить декоративный слой покрытия, очистить поврежденные участки, а затем нанести новое покрытие и отполировать его до блеска.
Как подготовить к зиме алюминиевый катер?
Алюминиевый катер не требует предварительной сушки. Важным является его тщательный осмотр после очистки внешних и внутренних поверхностей: проверить на наличие дефектов сварки, деформации АМГ, коррозии дюралюминия. Если на корпусе из дюралюминия обнаружена ржавчина, ее необходимо аккуратно удалить, после чего восстановить герметичность лаково-красочного покрытия.
Как законсервировать на зиму топливную систему и лодочный мотор?
Процесс консервации лодочного мотора требует опыта и времени. От того, насколько тщательно вы выполните этот процесс, зависит эффективность работы мотора в весенний период, а также его производительность, срок службы и возможные затраты на ремонтные работы. Перед зимний хранением нужно сделать полное ТО лодочного двигателя.
- Первым этапом ухода за силовой установкой является очистка от остатков топлива и охлаждающей жидкости. Отработанные жидкости необходимо слить, а затем систему охлаждения двигателя промыть чистой водой.
- Специальные средства используются для очистки внутренних поверхностей лодочного мотора от накипи и солей. Если возможно, применяйте вещества, рекомендованные в руководстве по эксплуатации.
- Следующим шагом является промывка блока цилиндров антифризом. Эта процедура предотвратит коррозию и защитит двигатель от замерзания попавшей в него воды в случае хранения в нагреваемом пространстве.
- Также необходимо произвести замену фильтров и масла. При этом следует строго придерживаться указаний по вязкости масла из инструкции. В стационарном двигателе масло нужно заменить в двигателе и коробке передач. Лучше начать данный процесс после кратковременного запуска силовой установки, чтобы масло стало более текучим и эффективно убрало загрязнения.
- Затем нужно произвести замену смазки в редукторах/колонках, а также смазывание гребных винтов, подвески, гидроподъема, рулевого механизма и тяг. Внимательно проверьте область сальников гребного винта и при необходимости удалите остатки лески и другие предметы.
- Проверьте состояние ремней ГРМ и при необходимости замените их.
- Также проверьте исправность тяги газа и реверса.
- Наполните топливный бак с учетом 95% его объема, чтобы предотвратить образование смолистых отложений. Добавьте стабилизатор топлива и запустите мотор для равномерного распределения.
- Завершающим этапом является обработка консервирующим маслом-спреем, которое можно распылить в области воздухозаборника или в отверстия для свечей зажигания после их демонтажа.
В стремлении к подготовке встроенного лодочного двигателя катера к хранению, важно тщательно удалять конденсат из моторного отсека и располагать пакетики силикагеля для осушения. После того как устанавливается блокировка на выхлопную трубу и водяную систему, отсек герметично закрывается.
Обслуживание электрического двигателя и аккумуляторов на зимний сезон
Электро-система требует меньше подготовки к зимнему периоду и это экономически более выгодно, поскольку не требуется смазки, замены топлива или других трудоемких и затратных работ.
Свинцово-кислотный аккумулятор должен быть полностью заряжен. Во время зимнего хранения его нельзя допускать к замерзанию, но важно, чтобы помещение было сухим и прохладным. Такой аккумулятор также нужно периодически, примерно раз в месяц, подзаряжать.
Законсервирование электрической силовой системы на зимний период будет проще и более экономично.
Щелочной аккумулятор должен быть полностью разряжен, а затем заряжен примерно на половину его ёмкости.
Клеммы и другие контакты должны быть обработаны специальными растворами для консервации.
Готовим к зиме различные вспомогательные системы и прочее оборудование катера
- Проводится проверка электропроводки и электронных приборов.
- Если возможно, устройства радионавигации снимаются.
- При необходимости, мы заменяем винт или отдельные изношенные и деформированные лопасти.
- Мы удаляем жидкость из систем водопровода, гальюна и фекальной системы. Затем, для удаления остатков жидкости, через водопровод производится продувка воздухом, а туалет и фекальный бак заполняются водным раствором антифриза.
- Мебель и ее компоненты съемные, хранятся отдельно в сухом и хорошо вентилируемом помещении на время зимы.
- Демонтаж мягкой мебели для хранения в сухом месте.
- Резиновые уплотнители чистятся и смазываются глицерином.
- После очистки, стальные детали обрабатываются консервационной смазкой. Металлические детали с резьбой разбираются, очищаются от ржавчины, смазываются и вновь собираются.
- Якорные лебедки и ящики тщательно проверяются и чистятся. Якорная цепь и якорь демонтируются, промываются свежей водой, сушатся и хранятся в сухом, хорошо проветриваемом помещении.
- Восстанавливаются изношенные части тентов.
Как и где хранить катер зимой?
Оптимальным вариантом для зимнего хранения катера является отапливаемый эллинг на кильблоках, деревянных подложках или на санях/трейлере. Для уличного хранения можно использовать специальные опоры или подставки. Расстояние между корпусом катера и землей или полом должно быть достаточным для осуществления требуемых ремонтных и профилактических работ.
Для защиты от непогоды при хранении на улице можно использовать специальные тенты, брезентовые чехлы или термоусадочную пленку.
Для защиты от осадков при хранении катера под открытым небом рекомендуется использование брезентового тента.
Чтобы избежать деформации корпуса при хранении как внутри, так и на улице, важно правильно установить катер: не допускается боковой наклон, а носовая часть должна быть немного выше кормы.